Информационное сопротивление

Фото: ppt.ru

Эксперты из Чехии, Венгрии, Молдовы, Польши, Словакии и Украины (команда StopFake) подготовили исследование «Информационная война в интернете. Разоблачение и противодействие прокремлевской дезинформации в странах Восточной Европы». В нем анализируется комплекс средств, используемых Кремлем для манипулирования общественным мнением - чтобы воздействовать на политическую, социальную и деловую среду в странах Вышеградской четверки, Украины и Молдовы.  

 

Для украинского читателя исследование интересно тем, что позволяет наглядно сравнить украинский опыт с ситуацией в этой сфере в других странах Восточной Европы. 

Анонс исследования состоялся еще в феврале. LB.ua ознакомился с итоговым документом накануне его публикации и предлагает анализ основных каналов распространения и нарративов российской и пророссийской пропаганды в этих странах.

Вадим Довнар Вадим Довнар , журналист

ЧЕХИЯ

С началом кризиса в Украине участие в дезинформационных кампаниях в Чехии принимают участие около 40 чешских отдельных интернет-ресурсов, а также другие каналы (такие как Facebook или Youtube).

Наиболее повторяющимися сюжетами в чешских каналах дезинформации ресурсах были и есть проблемы связанные с мигрантами из арабских стран и опасность исламизации Европы. Особое внимание уделяется случаям насильственных действий совершенных мигрантами в городах Европы, радикальному исламизму и террористическим атакам. Миграционный кризис часто подается в виде запланированного конспиративного заговора глобальной элиты или как демонстрация несостоятельности европейского политикума найти эффективное решение проблемы. Ксенофобские материалы на тему этнических меньшинств (рассказы о насилии со стороны ромов или конспиративные инсинуации о всемирном заговоре евреев) встречаются реже, но также присутствуют.

 Еще одной популярной темой является критика западной политической элиты, которая основана на двух моделях: политика США представляется как агрессивная, воинственная и угрожающая миру во всем мире. А политика ЕС описывается слабой, наивной и идеологически предвзятой.

Среди других популярных нарративов - военный кризис в Украине. Украина регулярно изображается «разрушенной войной и некомпетентным правительством, которое терроризирует собственное население».

Положительные нарративы по отношению к России присутствуют не так часто. Конспиративные веб-ресурсы и YouTube каналы показывают Россию в качестве главного оппонента агрессивной политики США, символом стабильности. Альтернативные медиа в основном вспоминают Россию в связи с неполитическими событиями, а именно научными и спортивными достижениями. Когда же речь заходит о российской политической элите (в частности президенте Владимире Путине), они представляются ловкими государственными деятелями.

 

Фото: EPA/UPG

 

Достаточно часто встречаются материалы, в которых Россия подается в роли жертвы западной агрессии. На Facebook-страницах пользователей Путин является одним из немногих политиков, о которых вспоминают в положительном тоне.

ВЕНГРИЯ

Сейчас в Венгрии действует около 80-100 интернет страниц пророссийской дезинформации, которые распространяют тезисы Кремля. Впрочем, подавляющее большинство данных ресурсов не имеет значимого влияния - по крайней мере, именно такой вывод можно сделать, исходя из количества «шеров» и предпочтений в масштабах венгерской блогосферы.

Характерным явлением для медиапространства Венгрии является то, что российская дезинформация часто появляется в национальных венгерских мейнстримных медиа (в основном, в государственных СМИ или таких, которые контролируются правительством). Это важное различие между Венгрией и другими странами Вышеградской четверки.

Среди мейнстримных медиаресурсов, в которых можно часто встретить российские тезисы, отличается государственное новостное агентство MTI. Ее контент распространяется бесплатно, а поэтому крайне влиятелен на всей территории Венгрии.

Стоит однако добавить, что в случае с контентом MTI речь не идет о публикации сфальсифицированных или сфабрикованных новостей. Просто данный ресурс дает площадку для трансляции пророссийского подхода – широко цитирует российских и пророссийских политиков или влиятельные издания, которые в свою очередь служат каналами распространения дезинформации всех возможных уровней: от сюжета о «сепаратистах на востоке Украины», в котором они подаются как официальные представители признанного государства. До обвинений США в массовой гибели гражданского населения в Сирии.

 

Фото: EPA/UPG

 

Кроме того, все главные ежедневные издания Венгрии содержат материалы, которые можно квалифицировать как часть российской дезинформации. В наиболее популярном издании правого толка (проправительственное, почти право-радикальное) работает многочисленная команда авторов, которые регулярно публикуют откровенно дезинформационные пропагандистские материалы против НАТО и ЕС.

Имена и связи журналистов хорошо известны, у многих из них есть тесные контакты с Россией и они разделяют российскую государственную идеологию; то же касается политических преференций редакции.

Другое популярное ежедневное издание правого толка, которое можно охарактеризовать как консервативное и критическое по отношению к правительству, тоже имеет в своем штате журналистов, которые известны своими сантиментами к России. Ведущий журналист данного издания, чья деятельность началась задолго до того как Россия начала координировать кампании по дезинформации, считается «Russlandversteher» - экспертом по России - настолько глубоки его знания в области российской политики. Его публикации являются идеальным примером того, как сложно отличить беспристрастный личный взгляд от целенаправленной дезинформации. Его публикации - это большой вклад в присутствие российских нарративов в венгерском СМИ дискурсе.

 Еще один инструмент распространения российской пропаганды в Венгрии - распространение так называемых «писем счастья» среди старшего поколения (важный инструмент, учитывая что в стране живет три миллиона пенсионеров). Оценить объем этого канала дезинформации трудно, но его эффективность значительно выше любого новостного портала. Отправитель знаком с адресатом, а значит такая информация вызывает больше доверия - даже если это «копипаст» пророссийской статьи.

Говоря о контенте, исследование пришло к выводу, что российская дезинформационная кампания в Венгрии производит удивительно небольшой объем контента, направленного именно на венгерскую аудиторию. Это важное отличие по сравнению, например, с Польшей. Можно предположить, что российские дезинформаторы потеряли возможность поиграть на антирумынских, антисловацких или националистически-революционных настроениях, которые присутствуют в определенных кругах венгерского общества.

Единственное исключение - активное распространение анти-мигрантского контента, в чем пророссийские дезинформационные ресурсы принимали активное участие - наравне с венгерскими официальными СМИ. Однако, в данном случае имеет место пересечение интересов России и Венгрии, ведь оба правительства заинтересованы в ослаблении ЕС и препятствовании выработке общего для всех стран ЕС решения проблемы мигрантов.

 

Фото: EPA/UPG

 

Причина такого подхода (отсутствия контента направленного исключительно на Венгрию) точно неизвестна. Одним из возможных объяснений может быть то, что они просто «не в курсе» таких возможностей. Второй вариант - стратеги российской дезинформации рассматривают населения Венгрии как априори дружески настроенное, а поэтому потребность в проведении серьезной информационной кампании среди них отсутствует. И еще одно возможное объяснение - ограниченность ресурсов, поскольку для ведения информационных операций против Венгрии нужно нанимать на работу самих венгров (в данном случае недостаточно простого комментирования и тролинга на английском языке – эту работу может выполнять каждый, кто владеет английским даже на среднем уровне).

И, наконец, третье объяснение - Венгрия как член ЕС рассматривается Кремлем не как объект воздействия (или через небольшие размеры страны, или из-за, как было сказано выше, лояльности населения), а как площадка для распространения российской дезинформации дальше, в Европу.

Подтверждением этому является то, что российские дезинформационные усилия были направлены на распространение обобщенного, а не сфокусированного именно на венгерских пользователях, контента. Главные стратегические цели наиболее распространенных тезисов пропаганды были направлены, кроме расшатывание доверия в ЕС, на стимулировании антимигрантских, антиНАТОвских, антиамериканских настроений, а также и на дискредитацию Украины путем изображения ее как коррупционной, заброшенной страны, возглавляемой «фашистами»; на дискредитацию отчета о расследовании обстоятельств теракта против самолета MH17 Малазийских авиалиний; а также на дискредитацию либеральных ценностей, необходимости защиты прав человека и неправительственных организаций, которые этим занимаются.

МОЛДОВА

Российское влияние на Молдову очень мощное и транслируется через самые разнообразные каналы распространения информации, включая несколько российских медиахолдингов со своими представительствами в Молдове. Российский контент также транслируется в Молдову через социальные сети, в первую очередь – российского происхождения. Еще одна особенность Молдовы - связи отдельных политических групп пророссийской направленности, владеющие собственными медиа.

Так, среди пропагандистских веб-ресурсов Молдовы крупнейшими являются Kp.md – веб-страница российской газеты «Комсомольская правда»; Sputnik.md - подразделение международной сети холдинга «Россия сегодня», которую возглавляет Дмитрий Кисилев; Ntv.md - веб-страница НТВ Молдова, подразделения российского телеканала НТВ.

 

 

Также это Pan.md - веб-страница русскоязычной газеты Молдовы «Панорама» (владелец - Дмитрий Чубашенко, близкий к пророссийской политической партии бизнесмена и мэра города Бельцы Ренато Усатого. Сам Усатый в настоящее время находится в Москве и оттуда управляет как горсоветом Бельцы, так и своей политической партией); Actualitati.md - интернет-портал Социалистической партии Молдовы (PSRM), которую представляет действующий пророссийский президент страны Игорь Додон и Gagauzinfo.md - веб-портал Гагаузской автономии, где существуют мощные пророссийские настроения.

Прямые и косвенные месседжи кремлевской дезинформации в Молдове содержат попытки привить нескольких ключевых идей для их дальнейшего распространения в информационном пространстве этой страны. Среди них, «Европа скоро развалится», «США и ЕС угрожают России, которая вынуждена защищаться и стоять на страже справедливости во всем мире», «правительство в Кишиневе самом деле руководится извне и не способно на независимые решения», «НАТО готовится к ядерной войне против России и Молдова может превратиться в поле боя в этой войне», «Молдова может повторить судьбу Украины, если политическая ориентация страны не изменится на пророссийскую», а также «союз Молдовы с ЕС невозможен, а соглашение об ассоциации действует против интересов страны.

 Подобным образом упомянутые молдавские онлайн-ресурсы постоянно «подпевают» мыслям определенных прокремлевских экспертов, которые утверждают, что большинство конфликтов на постсоветской территории имеют чисто американское происхождение и восточноевропейские страны, включая Молдову, должны выбирать между двумя моделями развития: «американской» модели - тоталитарной, или «евразийской» - честной, многополярной, которая защищает идентичность и суверенитет страны.

Также подчеркивается, что будущее Молдовы состоит исключительно в сотрудничестве с Россией, поскольку «Запад, в отличие от России, никогда не будет переживать решением молдавских проблем». Обычно такие субъективные мнения не базируются ни на каком фактаже. Тем не менее, они подаются как совершенные факты и фигурируют в заголовках влиятельных изданий.

 Мысль о том, что Молдова, как и ее страны-соседи, Румыния и Украина, на самом деле руководствуется извне, часто базируется на спекуляциях относительно фонда Джорджа Сороса (американского миллиардера), его грантов и представительств – все это представляется пророссийскими медиа как агенты влияния американской администрации. Появляются заявления о том, что США и ЕС «покупают» Молдову путем предоставления ей грантов и кредитов. И что существует заговор стран Запада, США и НАТО, направленный против Молдовы. Поэтому единственный путь «спасения» Молдовы авторы пропаганды видят в тесном сотрудничестве с Россией и интеграции в Евразийский союз.

 

Встреча Владимира Путина и Игоря Додона во время Санкт-Петербургского международного экономического форума, 02 июня 2017.
Фото: EPA/UPG
Встреча Владимира Путина и Игоря Додона во время Санкт-Петербургского международного экономического форума, 02 июня 2017.

 

Еще одна идея, которая часто циркулирует в пророссийских источниках - это идея о том, что Европа стоит на пороге хаоса, переживая быстрые и необратимые дезинтеграционные процессы, что ЕС в моральном упадке, провалил миссию защитника христианской цивилизации, уступая агрессивному вторжению иностранцев. В противовес ЕС, Россия показывается как страна-защитник традиционных ценностей, которая инвестирует огромные усилия для установления власти демократии во всем мире. Эти усилия, однако, дискредитируются представителями госдепартамента США, фонда Сороса, различных структур НАТО и румынским правительством, действующий под диктовку западных партнеров.

Пророссийские интернет-ресурсы поддерживают и активно промотируют политические партии и группировки, деятельность которых направлена на осуждение проевропейского пути страны и продвигающие идею сближения с Российской Федерацией. Особенно заметно это было во время избирательных кампаний и президентских выборов в Молдове в октябре-ноябре 2016 года.

СЛОВАКИЯ

В стране существует около 4 каналов распространения пророссийских тезисов.

Во-первых, это веб-страницы, содержащие переводы статей из российских ресурсов. В случае Словакии особенно интересен аспект сходства между словацким и чешским языками. Таким образом, большое количество статей для Словакии или переведены с чешского языка, или просто публикуются на чешском, без перевода.

Важно отметить, что пророссийские нарративы только в ограниченном количестве проникают в мейнстримных медиа Словакии. К слову, топ-медиа часто отчитываются о деятельности российских СМИ в регионе. Так в марте 2017 была опубликована новость о сотрудничестве главного словацкого пресс-агентства TASR с российским государственным агентством Sputnik. Но из-за большого общественного и медиа резонанса TASR были вынуждены отменить эту сделку.

 

Фото: vn.sputniknews.com

 

Несмотря на такой «успех», большой процент аудитории в Словакии до сих пор предпочитает конспиративные и альтернативные медиа, игнорируя традиционные топ-медиа.

В конце концов, даже некоторые из политиков национального уровня прибегают к риторике, которая очень напоминает ту, которую озвучивает Кремль (особенно когда речь заходит о НАТО, США или ситуацию с безопасностью в регионе). И тогда довольно сложно отличить людей, которые напрямую соединены с Кремлем от тех, чьи взгляды и действия основаны на личной антиамериканской позиции.

Авторы статей, которые попали под мониторинг исследования, в меньшей степени уделяют внимание теориям заговоров (всемирный заговор евреев, конспиративный взгляд на события «11 сентября» и т.д.). Значительно больше материалов посвящены теме отношений России и НАТО, полностью игнорируя события внутри самой России. Международная политика России в основном описывается как правильная и полезная. Российское вторжение в Украину преподносится как «рука помощи русскоязычному меньшинству, которое ущемляют». Война в Сирии показывается как война против радикального терроризма - даже несмотря на обвинения в помощи режиму Башара Асада и бомбардировке невоенных целей. ЕС и его институты показываются как находящиеся в упадке и хаосе.

Прокремлевские СМИ фокусируются на негативных новостях - протестах, политических скандалах, громких отставках - относительно ЕС и Запада, игнорируя успехи и достижения. Статьи часто фокусируются на дебатах по выходу страны из ЕС, предлагают альтернативы членству в НАТО (нейтралитет).

ПОЛЬША

Прокремлевская пропаганда в Польше достаточно разветвленная (большое количество веб-страниц) и транслируется большим количеством способов (статьи на сайтах, троллинг и т.д.). В рамках данного исследования было проанализировано более 50 интернет ресурсов, имеющих признаки пророссийской агитации. Наиболее заметны пять веб-ресурсов: Sputnik, dziennik-polityczny.com, zmianynaziemi.pl, dzienniknarodowy.pl, alexjones.pl, wolna-polska.pl, pch24.pl.

Способы трансляции пропагандистских материалов и примененные технологии также имеют определенные национальные особенности. Например, Facebook играет все более важную роль как инструмент распространения дезинформации, в то время как Twitter существенной роли не играет.

За исключением информационного агентства Sputnik (которое напрямую контролируется российским правительством) и сомнительного новостного портала dziennik-polityczny.com (которым с большой долей вероятности управляют российские спецслужбы), большинство из проанализированных польских интернет страниц администрируются изнутри страны.

Sputnik играет для многих веб-сайтов роль «справки», а портал «dziennik-polityczny.com» является наверное самым дезинформационным ресурсом среди всех проанализированных. Авторы исследования убеждены, что именно он имеет наиболее разрушительное воздействие на польское общество и политические элиты.

Согласно информации с этого сайта, главным редактором «dziennik-polityczny.com» является Адам Каминский. Впрочем, как выяснили журналисты, этот человек использует фото литовского ортопеда, а автор по имени Войцех Брозек, который сотрудничает с порталом, использует фото жителя Нью-Йорка. Портал dziennik-polityczny.com также присутствует на YouTube. Статьи, производимые данным ресурсом, распространяют и другие ресурсы, в частности Neon24.pl и wiernipolsce1.wordpress.com. Материалы с их статьями публикуются в блогах и на форумах анонимными авторами и появляются на медиа всех направлений - не только право-радикальных, но и либеральных (например, радиостанция Tok.fm).

 

Фото: dragonclaw-co.tk

 

Стоит отметить, что использование блогов и секций комментариев на новостных сайтах - наиболее распространенный способ распространения дезинформации в польских СМИ.

Исследуя ключевые тезисы пророссийской пропаганды в Польше, можно сделать вывод, что одной из главных ее целей является подрыв дружественных отношений между обществами и правительствами Польши и Украины.

Прокремлевские веб-ресурсы в Польше публикуют немало эмоциональных материалов, играя на фобиях населения и исторических образах. Они в основном (но не только) фокусируются на сложном прошлом Польши и Украины (в частности пересмотре истории Волынской трагедии, в которой украинцы показываются дикими и жестокими животными, которые бездумно истребляли польское население). Этот типичный для Польши нарратив имеет целью эмоционально поразить читателя. Фигура Степана Бандеры, который с одной стороны является произведением советской пропаганды, а с другой - является символом борьбы за независимость в современной Украине, играет ключевую роль в нарративах связанных с Волынской трагедией и, таким образом, является постоянным объектом нападок. Термины «бандеровцы», «убийцы» (воины УПА) и «нацисты» подаются как синонимы и это довольно часто используется в антиукраинских статьях и комментариях под ними.

 Антиукраинские нарративы все чаще фокусируются на темах вандализма на кладбищах, уничтожении памятников и школ в Польше и Украине и украинских мигрантах. Любые конфликты, которые случаются (даже вызванные совсем другими причинами), используются в пропагандистских целях.

Стоит отметить, что троллинг в социальных сетях и в комментариях под статьями неразрывно связан с инструментарием российской информационной войны. Российские «тролли» в Польше очень активны. Очень часто они оставляют комментарии под статьями на трех самых популярных информационных порталах: wp.pl, onet.pl и interia.pl. Их интерес сконцентрирован на темах НАТО, Украина, ЕС и Россия. И хотя иногда сложно определить является тот или иной комментарий действием направленного троллинга, существуют определенные намеки, которые приводят к такому выводу - например, отсутствие польских символов ( "ł", "ó", "ż") в тексте, а также использование той же аргументации, что и в многочисленных прокремлевских статьях.

Вторым ключевым польским нарративом, используемый для дезинформации или введение в заблуждение, является НАТО. В частности был использован такой способ дезинформации как фальшивые интервью с польским высшим командованием, которое якобы высказывало пессимистические мысли по поводу собственно саммита НАТО и военного сотрудничества с США. Целью публикаций было подорвать уверенность поляков в НАТО и закрепить антиНАТОвскую точку зрения в польском обществе.

Впрочем, эффективность такой прокремлевской пропаганды сомнительна. Согласно последним опросам, членство в НАТО поддерживает 82% поляков, 59% выразили мнение, что Польша может быть уверенной в поддержке партнеров в случае военной угрозы и лишь 28% опрошенных поляков сомневаются по этому поводу.

 Третий нарратив, который довольно часто используют в Польше, заключается в обвинениях польской власти в русофобии. Популярность такого тезиса имеет тенденцию к росту из-за ее универсальности. Она может использоваться прокремлевской пропагандой почти в любом случае, дискредитируя польские власти или политические элиты. Она также служит в качестве оправдания всей критики политики, которую применяет Кремль. Кроме того, он служит конкретной цели: изолировать Польшу от западных партнеров показывая политических лидеров страны эмоциональными безответственными русофобами.

 

Фото: autocentre.ua

 

Поляки также столкнулись с проблемой хакерства в сочетании с информационной войной. В январе 2017 было взломано около 100 муниципальных сайтов, после чего на них появилось сообщение - призывы к местным сообществам протестовать против деятельности американских сил на польской земле.

Технологии манипуляций

Технологии манипуляций, которые используют пророссийские каналы во всех упомянутых странах, разнообразны, но типичны. Конспиративные новостные веб-страницы, Facebook-страницы и YouTube каналы публикуют теории заговоров (при поддержке эмоционального стиля изложения мыслей), откровенно сфальсифицированые или искаженные публикации, вырванные из контекста фотографии, заявления сомнительного происхождения и (или) неустановленного авторства. Тексты содержат общие или поспешные выводы об определенных явлениях, основанные на индивидуальных примерах, нечеткие или недоступные данные для проверки источника, различные обобщения. Или же публикуются мнения неизвестных ранее «экспертов», которые подаются как авторитеты с целью предоставления большего веса текстам. В текстах допускается однобокая интерпретация – некритичный взгляд на событие, выгодное одной из сторон.

С другой стороны, медиа адаптируют на первый взгляд объективные новости с целью манипулирования целевой аудиторией. Впрочем, общая методика манипуляции является одинаковой для всех проанализированных каналов. Это - игра на негативных эмоциях целевой аудитории.

 Если же речь заходит о дезинформационных каналах в социальных сетях, то авторы исследования констатируют, что влиятельные пророссийские страницы имеют тенденцию к сокрытию своих идеологических позиций и подают себя как альтернативные каналы новостей. Только после анализа контента этих страниц было установлено, что подавляющее большинство таких страниц распространяют зарубежные новости исключительно с пророссийской точки зрения.

Подводя итог, следует учитывать, что начиная с 1989 года все российские предложения - от «общего европейского дома» Горбачева до «новой европейской архитектуры безопасности» Медведева имели одинаковую цель: уничтожить (или хотя ослабить) внутреннюю сплоченность НАТО и ЕС, а также присутствие и влияние США в Европе. Такие мероприятия часто подстроены под конкретную страну. Они сопровождают агрессивные действия РФ в регионе и идут бок о бок с дезинформационной кампанией, стремятся расколоть и поколебать европейское единство, подорвать трансатлантические отношения, поставить под угрозу безопасность в Европе. А потому должны быть вскрыты.

facebook twitter g+

 

 

 

 

Наши страницы

Facebook page Twitter page Google+ page

Login Form

ПОМОЩЬ ПРОЕКТУ!

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
Вы можете оказать финансовую помощь нашему проекту на развитие и поддержку, перечислив денежные средства с банковской карты через LIQPAY:
Спасибо! Мы Вам очень признательны!